В воспоминаниях видного российского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте есть ироничная запись о «принце, женившемся на имеретинке». Витте имел в виду нашумевший брак Константина Петровича Ольденбургского на бывшей княгине Дадиани, очаровательной Аграфине (мы уже рассказывали об этой невероятной лавстори). Свадьба была роскошной и многолюдной. Ввиду положения жениха брак мог быть только морганатическим. Компенсируя этот факт, великий герцог Ольденбургский даровал Агриппине (так ее теперь называли!) и всему ее потомству титул графов Зарнекау.
Безрассудным браком сиятельной персоны был недоволен сам император. Страшней монаршего неодобрения могли быть только светские пересуды. Что творилось в Кутаиси! Город кипел от слухов и лопался от зависти. В лучших городских салонах, говорят, распевали под гитару сочиненные экспромтом куплеты: «Аграфину муж вразнос продал, принцу преподнес...» Принца, однако же, мало трогало высочайшее мнение и светские кривотолки.
Cразу после свадьбы чета поселилась в Кутаиси. Принц обожал свою красавицу жену и устрайвал в ее честь многолюдные приемы. Они также много путешествовали. После смерти императора Александра III супруги перебрались в Петербург. В этом браке родились шесть детей: Александра (1883 г.), Екатерина (1884 г.),
Николай (1885 г.), Алексей (1887 г.), Петр (1889 г.) и Нина (1892 г.)
Супруги жили вместе счастливо, но не очень долго: в марте 1906 года в Ницце внезапно умер принц. Агриппина осталась одна и полностью посвятила себя детям. Вот как сложилась их судьба.
Александра
Старшая дочь Александра вышла замуж В 1900 году за светлейшего князя Георгия Александровича Юрьевского. В 1903 году супругов пригласили на знаменитый костюмированный бал в зимнем дворце. Были сделаны памятные фото участников. Агриппина смотрится на снимке очень величественно. Интересно, что старшая дочь Агриппины в какой-то мере повторила судьбу матери. Светлейший князь, за которого она вышла замуж, был сыном императора Александра II от любимой женщины – княгини Екатериной Михайловной Долгорукой. После смерти венценосной супруги царь женился на Долгорукой морганатическим браком. Именно Георгия Александр II видел будущим императором России. В конце 1900 года у пары родился сын, Александр. И тут судьба, пути которой, как известно, неисповедимы, преподнесла сюрприз в виде случайной встречи Александры с красавцем Львом Васильевич Нарышкиным. Он увел Александру от мужа. Интрига заключается в том, что Нарышкин – дальный родственник того самого Сергея Юльевича Витте, критиковавшего связи сиятельных аристократов с менее сиятельными. Александра умерла в 1953 году в эмиграции.
Николай
Николай был женат дважды. Первый раз – в эмиграции в 1917 году. Сначала его женой была Марианна фон Пистолькорс, которая приходилась родственницей Феликсу Юсупову и учавствовала в организации убийства Григория Распутина. Второй супругой Николая стала некая Адрианна Харистей. Умер он, тем не менее, бездетным в 1976 году, прожив жизнь, по меркам семьи, достаточно простую.
Алексей
Алексей, надо полагать, был не чужд авантюризму. Во время путешествия по Европе вместе с великим князем Борисом Владимировичем, он влюбился в артистку Веру Олкотт. Более того: даже вступил с ней в тайный брак. Согласно переписке масонов на звание его жены претендовала еще одна особа. В 1918 году Алексей женился на Анне Берс – родственнице жены Льва Толстого. Медового месяца не было – его убили матросы в Кронштадте.
Петр
Третий брат, Петр женился на прелестной Тамаре Шервашидзе. На манер многих аристократок-эмигранток того времени она стала известной манекенщицей в Париже. К несчастью, рок не пощадил молодую, цветущую женщину. Она умерла в возрасте 35 лет. Спустя три года Петр женился на Александре Анненковой. Умер в эмиграции в 1961 году.
Екатерина
Самой интересной персоной среди детей Аграфины была Екатерина, или Тина, как ее все звали. В двадцать три года (1907 год) она стала женой Ивана Ивановича Плэна, адъютанта великого князя Кирилла Владимировича и родила ему дочь Татьяну. Это не помешало отважной Тине сопровождать мужа на Дальний восток - в качестве сестры милосердия. Она стала ему настоящей боевой подругой своему мужу. Известно, что Тине удалось выпросить у государя императора пулеметы для Уссурийской конницы...
Вторым мужем Тины был Александр Константинович Тон, полковник 17-го драгунского Нижегородского Его Величества полка Кавказской кавалерийской дивизии. Перед самой революцией Екатерина вступила в гражданский брак с офицером Федором Хомичевским, с кем и встретила новую эпоху. Екатерину «уплотнили» - в ее особняк подселили рабочих и крестьян, оставив графине две комнаты с балконом. Оставшись без средств к существованию, Екатерине решила продать драгоценности. За эту «спекуляцию» революционные власти ее арестовали посадили. Таких эпизоодов ее пост-революционной жизни было два, но, как ни удивительно, оба раза она ухитрилась выйти из тюрьмы живой. Во время второго ареста Тины Хомичевский ушел к другой женщине, но сильная Тина сумела выстоять и на этот раз.
Родственники-эмигранты высылали ей деньги через шведское и немецкое консульства. Екатерина стала добрым ангелом для друзей: покупала вещи, оплачивала обучение, лечение. В ее доме стала собираться фрондирующая компания близких друзей, произносили тосты «За Государя и Царствующий дом», пели «Боже, Царя храни!» Неудивительно, что 1929 году графине с дочерью пришлось бежать из России. Но и из эмиграции Екатерина Константиновна помогала оставщимся близким. Она переводила им немалые суммы через немецкое консульство. Эта незаурядная женщина умерла в эмиграции в 1963 году.
Нина
О Нине известно не многое. Она родилась с признаками душевной болезни, из-за которой не удалось эмигрировать ни ей самой, ни матери, которая за ней ухаживала. Нина умерла в 1922 году, когда проходила очередной курс лечения в Кисловодске. Несчастная Аграфина вернулась в Грузию. По сведениям ее потомка Гочи Джапаридзе, последние годы жизни наша героиня жила в Кутаиси у племянника – Георгия Иоселиани. Большевики более ею не интересовались. Умерла она от отека легкого в 1926 году. Похоронили на ныне упразденнном старом кладбище в Кутаиси. Могила утеряна.
Представ перед Господом, эта женщина вполне могла сказать: спасибо тебе, Боже, ты даровал мне самое большое счастье – Большую любовь. И ты позволил мне прожить яркую, исключительную жизнь!
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia