Сегодня мы раскажем о Дворце Дареджан – одной из наиболее значимых достопримечательностей Тбилиси.
Дворец с изящным круговым балконом, возвышающимся на вершине холма по правую руку подъема Авлабари - это бывшая царская резиденция, одна из немногих сохранившихся в Грузии.
Дворец построили в 1789 году по приказу царя Картли-Кахети Ираклия Второго для его супруги – царицы Дареджан. На территории были воздвигнуты две дворцовые церкви посвященные Сятым Ираклию и Дарье (тонкий намек на царственную пару). Скорее всего, так захотела сама царица Дареджан – дама, известная властным характером. Ее муж Ираклий, мужественный воин, смело идущий навстречу полчищам врагов, дома был подкаблучником (ну, по меркам грузинских царей).
То есть, как правило, он просто шел навстречу пожеланиям супруги.
Дворец венчает холм подобно птичьему гнезду. Ажурный балкон, полукругом обвившийся вокруг башни, смягчает суровость постройки. Комплекс построен в крепостном стиле. Это дань беспокойным временам. Грузия постоянно подвергалась набегам горцев. И соседи рядом были весьма неспокойные – мягко говоря. Даже в столице люди не могли чувствовать себя в безопасности. Не помог и военный сроюз с Россией. Георгиевский трактат оказался весьма шатким гарантом на безопасность - всего лишь шесть лет спустя после постройки дворца для царицы, Тбилиси сравняли с землей орды Ага-Мохамедхана. Дворец также подвергся разграблению.
Дальше судьба царственной четы сложилась очень драматично, как и судьба всей Грузии. Близился закат независимого царства Картли-Кахети. Смерть Ираклия, не выпускавшего из рук своих меч, ознаменовала завершение заката независимой Грузии. Очень скоро после этого, в 1803 году согласно специальному манифесту Картли и Кахети стали частью Российской империи. После смерти супруга царица Дареджан недолго оставалась в Грузии. Некоторое время она прожила в своем тбилисском дворце, а затем навсегда перебралась в Петербург. В бывшей резиденции разместили духовную семинарию. А в 1824 году бывший царский дворец переоборудовали в мужской монастырь имени Преображения Божьего.
Присоединение к России открыло канал для проникновения европейского влияния. Это отразилось на росписи монастыря – в ней явно чувствуется влияние искусства Ренессанса. Создана эта роспись в начале двадцатого века отцом Евгением, одним из настоятелей монастыря. Многих заинтересует и тот факт, что в в этой обители некоторое время хранились мощи святого первомученика Раждена. Позже их перенесли в Сиони.
А потом пришли большевики. Они решили что религия – это опиум народа. А значит всякие там церкви и монастыри – пережиток прошлого. На долгие годы бывший дворец опустел вообще. Но десятилетия спустя о нем, наконец, вспомнили: в 70 г.г. прошлого века тут разместился местный музей района имени 26-ти бакинских комиссаров. Контраст, конечно, удручающий, однако, это были еще не самые ужасные времена в жизни бывшего царского дворца. Бывало и похуже: в какой-то момент по инициативе какого-то чинуши здание приспособили под склад. Это были самые черные дни в истории дворца Ираклия и Дареджан.
Под конец века прошлого века небо над дворцом наконец посветлело. Здание облюбовала Мельпомена: здесь открыли Театр одного актера. И устраивались спектакли – на радость поклонникам муз. В каком-то смысле это можно считать продолжением традиции. Ираклий с супругой были любителями театральных постановок. По некоторым сведениям у них даже была придворная труппа лицедеев.
А вот в 1991 году над многострадальным дворцом Дареджан ярко засияло солце. Вернулись старые добрые времена. Правда, по-новому. Дворцовый комплекс передали патриархии. С благословления католикоса-патриарха Всея Грузии теперь тут снова монастырь Преображения Божьего. Правда, на это раз – женский. Монахини из святой обители известны своей активной христианской деятельностью на благо страждущим. В 2003 году здесь функционирует Дом Милосердия. Это многофункциональное заведение. Тут расположены хоспис (стационар для пациентов программ паллиативной опеки), учебная база для сестер милосердия, бесплатные столовая и амбулатория для социально незащищенных граждан. Тут же при монастыре действуют мастерские по вышиванию, обработке войлока, изготовления ковров и т.д.
В последнее время к историческому зданию стали проявлять интерес представители уже не царствующего дома Багратионов. Причем, при явном одобрении патриаршества. В частности, в помещении дворца уже два раза были организованы церемонии посвящения в рыцари. Полный титул звучит так: рыцарь большого креста династического ордена короны Грузинского царства. Первая церемония состоялась тридцать первого октября 2013 года. Глава дома Нугзар Багратион-Грузинский посвятил в рыцари друга семьи – бизнесмена Левана Васадзе. Второй раз этой чести был удостоен член аппарата президента Бразилии Клаодио Соареса Роша. Можно по-разному оценивать эти факты. Существуют люди рассматривающие в вовсстановлении монархии чуть ли панацею для Грузии. Для них все эти символические ритуалы однозначно позитивное явление. Более того: они усматривают во всем этом возрождение исторической традиции. Однако большинство граждан не воспринимает все это всерьез. Уже прозвучали довольно скептические оценки.
В любом случае, дворец царицы Дареджан вернул свое историческое лицо – это факт. И, в принципе, это должно радовать как поклонников, так и критиков рыцарских ритуалов и монархической традиции.
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia