Грузинский поэт Иосиф Гришашвили говорил, что приехать в Тифлис и «не побывать в тифлисских серных банях – все равно что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню». Принято считать, что Тбилиси стал городом именно благодаря горячим серным источникам:
В 5 веке нашей эры царь Вахтанг Горгасали охотился в лесу, и заметил, как раненый олень поспешил к горячему серному пруду и принялся лечить в нем свои раны. Причем, очень успешно. Это навело царя на мысль использовать дар природы на благо людям и воздвигнуть город.
Теперь тут расположен целый квартал древней столицы и называется он – Абанотубани (переводится это как «район бань»). Он известен комплексом бань, стоящих на естественных сернистых источниках. Старейшей баней считается Ираклиевская. Она известна аж с XVI века. Очень древними являются также Бебутовская, Казенная и Сумбатовская(начало XVII века). В общей сложности, бани строились и обустрайвались в XVII-XIX веках персами, турками и грузинами. Они были очень популярны. Направляясь в Арзрум в 1829 году, А. С. Пушкин останавливался в Тифлисе и не упустил шанса понежиться в целебных водах. А позже написал: «..Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань...» («Путешествии в Арзрум»).
Серные бани со временем стали чем-то вроде клуба интересов. Сюда приходили сюда не просто помыться и лечиться, но также пообщаться – по деловому и не очень. К примеру, заключить деловую сделку, обсудить как спела вчера оперная примадонна, чем завершилась очередная потасовка в ортачальских садах, кто разорился, кто на ком женился и как разрешилась семейная драма соседа.
Очень интересна местная традиция смотрины обнаженных невест членами «жюри»: требовательной свахой и еще более требовательной потенциальной свекровью. И не дай Бог, если у бедной невестки оказывался физический изъян, неприемлемый с точки зрения придирчивых матрон! В «клубе» мокрых обнаженных тел и горячего пара исчезали все барьеры – психологические, и сословные. Люди тут разоблачались не только телесно, но и душевно. Это были самые настоящие социальные сети, только куда уютнее и интимнее ФБ и твиттера.
Со временем, ритуальные походы в баню всей семьей, с заботливо припасенной домашней выпечкой отошли в область преданий. Как только в квартирах появились индивидульные ванны, обязательный поход в баню, казалось бы, потерял практическое значение и традиция должна была уйти в прошлое. Однако, тбилисцы и теперь с удовольствием ходят в баню – это прежде всего замечательная оздоравливающая процедура. Обычное, казалось бы, купание в бане с сероводородной водой способствует психической и нервной релаксации – то есть очень расслабляет. Установлено, что серная вода укрепляет нервы, очищает кожу от прыщей и наружных язв, от веснушек, растворяет яды и шлаки, проникающие к суставам, к селезенке и к печени. Для того, чтобы купание стало максимально полезным, вода должна быть предельно горячей. Надо сказать, что воду нагревает сама природа, и одинаковой температуры вода не бывает.
В 60-х годах, когда в Тбилиси строили метро, специалисты опасались за сохранность сероносных слоев. Опасения возникли также из-за метехского тоннеля и когда поблизости в Сартичале обнаружили нефть и стали проводить бурильные работы. Люди постарше даже рассказывали, что на какое-то время вода пропала. К счастью, потом она «вернулась».
В сегодняшнем Абанотубани работают несколько бань – на любой карман. Так, например, один час купания в элитной бане обойдется 150 лари в час. Есть бани, предлагающие аналогичную услугу за 15-20 лари, и есть – за 50-100. Многие бани предлагают небольшой экстрим: купание в общих залах. Для мужчин купание в общей бане стоит три лари, а для женщин – два. В индивидуальных номерах – бассейн с прохладной водой (тоже сероводородной) - почти обязательный атрибут.
Не уходите из серной бани, не попробовав традиционный массаж-пилинг! Он обойдется от пяти до десяти лари дополнительно, и, поверьте, оно того стоит – многие посетители сравнивают эту процедуру, не больше не меньше, со вторым рождением. Массаж может быть стандартным и изощренным – например, с использованием меда или кофе, и в этом случае, цена подрастет. На сколько? По ситуации. В пределах тридцать, или сорока лари, но договариваться нужно на месте. Кстати, массажистов серных бань испокон веков называют в Тифлисе «мекисе».
Четыре погружения за час отведенного времени – это рузумный предел. В бане можно выпить чай. А в округе – множество ресторанов, где можно будет заказать холодное пиво.
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia