Огромный горный массив где-то между Цалкой и озером Табацкури. Пасмурно. Туманно, тревожность в воздухе, все как я люблю. Мы сошли с трассы и поехали вверх по горам, периодически встречая палатки кочевников и пастухов со стадами баранов. Ехали все выше, все дальше. Горная тропа становилась все меньше похожей на дорогу, все больше булыжников стало попадаться по пути. В конце концов, мы остановились, вышли и решили сделать привал, пообедать.
Поставили палатку, начали готовить дрон к полету и тут замечаем, что издалека на нас бежит пастух, отчаянно размахивая палкой. Бежать ему не мало, мы стоим и терпеливо ждем, прикидывая, чем же вызвана такая реакция. Помешали, может быть, своей палаткой? Подбежал и с испуганным лицом, начинает, активно жестикулируя, что-то нам объяснять, указывая на палатку. На азербайджанском. Мы не понимаем ни слова! А пастух не знает ни одного другого языка. Тут он, понимая, что все его труды напрасны, подзывает другого пастуха на лошади.
- Волки, медведи, кабан! Опасно! Оружия нет – тут нельзя ночь!
Опаа, вот это поворот! Он продолжил:
- Мой дом, горячий хлеб, сыр, масло, вкусный чай! Пошли!
А сейчас будет рассказ о самом гостеприимном доме, в котором мне посчастливилось побывать.
Когда мы подъехали к маленькому поселению кочевников, уже начинало смеркаться. Примерно за 200 метров до ярко-оранжевых домиков нас встретила стая белых кавказских овчарок во главе с огромнейшим белым алабаем. Они так лаяли и прыгали на машину, что не оставляли сомнений в том, что будет с теми, кто придет сюда с дурными намерениями. На шум вышел наш знакомый пастух и вмиг успокоил стаю разъярённых собак. Мы подъехали к входу в земляной домик, вышли из машины, было почти совсем темно. В темноте было сложно разглядеть лица встречающей нас семьи, но для того, чтобы ощутить тепло от них исходящее, свет не был нужен. Первое, что меня безмерно тронуло – девочка, стоящая у входа в домик с ковшом воды в руках. Застенчиво склонив голову вниз, она полила нам всем на руки, перед тем как мы вошли в их маленькое жилище, освещенное одной керосиновой лампой (как же давно я их не видела) и сели за стол. Почему-то, эта хрупкая юная девушка напомнила мне персонаж из японского мультфильма, столько грации, изящества и сдержанности было в ней.
Через пару минут на столе начали одно за другим появляться разные блюда. Корзинка со свежеиспеченным, невероятно вкусным хлебом, сметана, какой я в жизни не пробовала, сыр, молоко, мед, сладости и самое главное, это чай. Я впервые попробовала настоящий, азербайджанский чай, приготовленный по всем традициям. Этого чая я выпила не одну чашку и все не могла насытиться. Я настойчиво допытывалась в чем же секрет этого невероятного вкусного, ароматного, терпкого, в меру крепкого чая, но так и не получила ответа :) Никакого секрета нет, наши люди всегда так делают чай, получала я в ответ. Они поставили на стол все, что у них было, все, что они сами создают своим трудом. А когда мы поели, они, постелив нам свои постели и пожелав спокойной ночи, предварительно взяв с нас слово, что позовем их при первой необходимости, ушли. Эти невероятные люди, не зная даже наших имен, накормили нас ужином, постелили свои постели и ушли куда-то спать, не слушая наших уверений в том, что мы отлично поспим и в палатке, что нам удобно и т.д.
- Вы наши гости, наш дом сегодня ваш дом.
И ушли.
Это была очень странная ночь. Я, зацикленная на гигиене, с огромной благодарностью легла в чужую, неизвестно чью постель, и чувствовала себя как дома. Когда сталкиваешься с такой открытостью, гостеприимством, добротой – начинаешь переоценивать многое. За тонкими стенами маленького земляного домика всю ночь выли волки и заходились в угрожающем лае волкодавы. Изредка блеяли козы. Все шумело вокруг незнакомыми звуками. Воздух был наполнен букетом непривычных мне ароматов, все было новым, другим, необычным.
Я лежала и думала о том, как раньше, видя эти поселения кочевников издалека, изнывала от любопытства, раздумывая, как же живут эти люди, проводящие большую часть года в горах наедине с дикими зверями, оторванные от цивилизации, без связи и прочих благ современной жизни. Я втайне мечтала приблизиться и увидеть их жизнь изнутри. И вот так повезло, все сложилось идеально, как я и не мечтала. Я сплю в их доме. Наблюдаю, ощущаю, чувствую. Я лежала в кромешной темноте с широко открытыми глазами, ушами, сердцем и вбирала каждую секунду. Происходящее вокруг казалось мне таким невероятным, фантасмагорическим, мне жалко было засыпать :) Но с другой стороны мне не терпелось осмотреть все вокруг при дневном свете.
На пороге нашего домика лежал гигантский алабай, весь в шрамах от постоянных поединков с волками и медведями, пытающимися утащить скот. Он был похож на огромного белого медведя, и под его защитой, мне совсем не страшно было засыпать.
Оказалось, для настоящего человеческого душевного общения, язык – не главное. В свете керосиновой лампы мы сидели за щедро накрытым столом, беспрерывно общаясь, почти не понимая друг друга, но этот вечер остался одним из самых теплых воспоминаний в моей жизни!
Текст и фотографии: Ольга Слюсарева
рябушки или храмули