Мы уже немного писали о театре, предваряя его короткий творческий визит. Два - всего лишь два! - спектакля показали пермяки в Тбилиси. После второго наша корреспондентка взяла блиц-интервью у главного режиссера. О чем? О мистике. Ведь это не простой театр - мистический.
Создатель
Это слово можно писать с большой буквы - Создатель! Почему бы и нет? Режиссер, который ведет свое детище через все рифы и бури на протяжении 30 лет, - он уже как бы немножечко Бог.
- Господин Федотов, это правда, что вы обладаете пара-способностями?
- Это правда. Могу, например, притягивать предметы. Или силой воли тушить свечи. Мне удается свою силу и волю передавать другим людям, что я и делаю на своих мастер-классах для актеров.
Создатель охотно поддерживает тему мистического в Его жизни. Цифры из Его даты рождения складываются в глубокий нумерологический символ. С детства его привлекало все неочевидное, с тонкими связями и необъяснимым значением. Его жизнь полна внезапными судьбоносными встречами, идеями, спонтанными решениями. Он с младых ногтей зачитывался Гоголем и проверял себя на смелость встречи с потусторонним. Всегда интересовался паранормальными явлениями. Во сне к нему приходят странные люди и дают советы. От его голоса выпадывают рамы из окон. На его голос прилетают летучие мыши. Число «13» - счастливое для Него.
Тут я охнула и опасливо спросила:
- А вдруг вас ведут инфернальные силы?
- Нет, - твердо отвечает Создатель. - Меня ведут светлые силы.
Театр
История его создания – а это произошло 30 лет назад – отсылает куда-то к Булгакову, где сермяжная повседневность смыкается с ненавязчивой потусторонностью. В историческом анамнезе Театра: некий телефонный завод, его Дом Культуры с пыльным плюшевым занавесом. Все это на берегу Камы, рядом с банальным мостом через эту реку, которому суждено было стать символом коллектива.
Тут уместно представить звук гонга и голос за кадром: «Прошло тридцать лет…» И они прошли! Как много смелых начинаний кануло в лету, сколько потрясающих проектов разбилось в прах… А этот Театр стоит себе «У Моста», как новенький, - и даже лучше. За 30 лет он стал трижды Номинантом и Лауреатом Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», обладателем 40 ГРАН-ПРИ зарубежных фестивалей, Чемпионом Индийской театральной Олимпиады, побывал с гастролями более чем в 50 странах. Ежемесячно театр играет более 60 спектаклей и зарабатывает в два раза больше, чем ему дает госбюджет.
И тут снова хочется говорить о мистике – тем более что коллектив и его Создатель охотно позиционируют себя как «мистический театр».
- Я немного «погуглила», господин режиссер, - похоже, что в мире больше нет театров, которые бы слово «мистика» выдвигали в главную характеристику?
- Мы уникальны! Таких театров больше нет.
- В чем мистика?
- В репертуаре. Практически вся классика в той или иной степени мистична – особенно русская классика. Тонкие связи для нас – это вполне рабочий инструмент, который мы используем в подходах к созданию спектаклей, во взаимодействии труппы и зрителя.
Мост между здесь и где-то «там»
Вскоре после создания новорожденный театр покинул Дом культуры на берегу Камы, но слово «мост» прикипело к нему на все времена.
- Мост, да. – говорит Сергей Федотов. - Мост как символ. Как связь между бытом и духом, между повседневностью и творчеством. Между очевидным и ирреальным, здешним и потусторонним, инфернальным и светлым.
…А Дом культуры над Камой стоит пустой. Театр просит администрацию вернуть его в лоно мистики и вновь отдать труппе. Тем самым закольцевать историко-мистический цикл. Администрация думает.
Репертуар
Понятно, что есть произведения, которые театру сам Бог прописал. Почти весь Гоголь. Неизбежно – Булгаков. А также много неочевидной литературы, из которой можно сделать мистический спектакль. Строго говоря, такой спектакль можно сделать из любого талантливого текста, где есть земля и небо, и душа человеческая. Уж куда (соц)реалистичней, чем повесть Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»? Но удалось даже здесь – и грузинские зрители убедились.
Театр «У Моста» известен еще и тем, что поставил все пьесы Мартина МакДонаха - «неоднозначного», как это принято называть, ирландского драматурга - спектакль «Сиротливый запад» мы тоже увидели в Тбилиси.
Панночка и коллеги
- Да, мы увидели «Зурикелу» и «Сиротливый запад», за что вам большое грузинское спасибо. Но вот я лично мечтала бы о «Панночке» или ее модификации – новом спектакле «Вий». Сказать правду, Сергей Павлович, в детстве я тоже переболела Гоголем и его Диканькой. Боюсь, что воображение очень многих детей было немножко повреждено этими произведениями. Вполне очевидно, что в них гуляет совершенно необузданная темная энергия. У меня вопрос: как вы от нее защищаетесь? Какая техника безопасности для актеров?
- У нас гуляет необузданная светлая энергия!
- И только она? Я видела фрагменты из «Вия» - слушайте, ну это же стрррааашно! Актеры, творческие люди – они ведь беззащитны, их воображение замучит. Я представила, каково этой Панночке вылезать из гробика… Потом смывать грим, идти домой… Как ваши актрисы переносят эти роли?
- Мы много лет играли «Панночку» - все занятые актеры чувствуют себя прекрасно, с ними все хорошо!
- Правда? Мне рассказывали, что некоторые «панночки», бывало, даже травмировались - чем-то до крови оказывались оцарапаны, пока лежали в своем бутафорском гробике… Который был гладко выстлан изнутри, никаких гвоздей там не было…
- Это неправда. Это всего лишь народная молва на основе потрясения, который испытывает наш зритель. А Театр – да, для того, чтобы потрясать.
С Сергеем Федотовым - Художественным руководителем Пермского театра «У Моста», Заслуженным артистом РФ, Заслуженным деятелем искусств РФ – беседовала Гала Петри (фото), для (С) Friend in Georgia
в третий раз ирландский десант на берегах Камы, присоединяйтесь!