На небольшой улочке Каргаретели, расположенной в окрестностях проспекта Давида Агмашенебели, стоит «Дворец одной ночи». Мимо него невозможно пройти равнодушно: зажатый со всех сторон скучноватыми современными двухэтажными домиками, дворец бросается в глаза элегантным изяществом. С этим зданием связана весьма необычная лав стори, которая могла бы послужить сюжетом для создания замечательного фильма. Судите сами.
Это чудесное здание было построено более ста лет назад по приказу Принца Константина Петровича Ольденбургский (1850-1906), правнука императора Павла. Принц был натурой деловой, но вместе с тем и романтичной. Осуществляя в масштабах всей империи свои бизнес-проекты, он повсюду строил восхитительные мини-дворцы. И с удовольствием туда время от времени наезжал. Пожил он и в Грузии. К слову: наладил производство шампанских вин в Кутаиси, и построив очередную резиденцию в Гагре - при советской власти превратившуюся в санаторий «Чайка».
Княгиню Аграфину Дадиани, супругу Тариела Дадиани – известного кутилы и картежника, он увидел впервые в известном Тифлисском салоне Варвары (Бабале) Бараташвили. Она представляла царицу Тамару в «живой картине» художника Михая Зичи, тоже пербывающего тогда в Грузии. Его высочество совершенно потерял голову. Недолго думая, сиятельный гость предложил Дадиани баснословную сумму за право провести ночь с его прелестной женой. И, представьте, тот согласился! Одни говорили, что принц помог ему расплатиться с долгами, другие – что он проиграл жену в карты. Вряд ли наши герои предполагали, что непристойное предложение породит жизнь полную любви. Закипели такие страсти, что и не снились героям Роберта Редфорда и Деми Мур!
Говорят, Аграфена выставила Его высочеству свои условия: о чем вы там договорились с мужем – меня не касается! Хотите, чтоб я стала вашей? Так подарите мне дворец – достойную обитель для ночи любви. Княгиня тянула время, надеясь отвязаться от поклонника. Но принц колебался недолго, и вскоре заказал проект дворца известному архитектору Паулю Штерну. По распоряжению принца, вокруг дворца разбили обширный парк. Тут же разместилась конюшня и хозяйственные помещения. На сооружение всего комплекса понадобилось немалое время – больше года. Принято считать, что гордая красавица выдержала характер и не уступила домоганиям принца, который, в результате, сумел разглядеть и оценить не только красоту, но и духовные достойнства Аграфины. К концу строительства принц уже был влюблен окончательно, бесповоротно и взаимно. Когда дворец был закончен, долгожданная ночь стала не удовлетворением каприза богача, а венцом глубокой любви.
Не желая видеть любимую женщину в двусмысленном положении, Его высочество решил на ней жениться. Адвокаты быстренько организовали бракоразводный процесс и в октябре 1882 года Аграфена вышла замуж за принца Ольденбургского. У супругов родились шесть детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и Нина. Судьба каждого из них достойна отдельного повествования. Прошло время, отгремели орудия двух войн, сменились поколения, а чудесный «Дворец одной ночи» так и стоит на тихой улице Каргаретели, храня память о большой любви заморского принца и грузинской княгини.
В советский период одиноко стоящее здание стало, как это было принято называть, народным достоянием. Богатство и ценности семьи принца Ольденбургского быстро исчезли. Недолгое время тут проживал Андрия Дадиани, никакого отношения к не имеющий к первому мужу Аграфины. А в тридцатых годах советская власть открыла в здании дворца интернат для глухонемых детей. Инициатива принадлежала Лаврентию Берия, у которого была глухонемая сестра. В исторической части дворца изменили внутреннюю планировку – соорудили перегородки. А снаружи пристроили продолговатое продолжение фасада выдержанное в том же стиле. За десятилетия город разросся. Теперь нет и следа от того прекрасного парка, дворец оказался на узкой улице, окруженный зданиями, построенными значительно позднее. Долгое время он вообще пустовал и пришел в упадок, а с 1989 года тут расположился Государственный музей театра, музыки, кино и хореографии.
В музее выставлены экспонаты, отражающие все этапы истории грузинского театра, музыки, кино и хореографии. Всего тут восемь фондов: изобразительного искусства, рукописей, мемориальный, фонд афиш, фотографий, скульптур. Как сказалив пресс-центре музея, «нет такого спектакля, эскизы которого тут бы не хранились, и нет такой афиши, которую бы сотрудники музея не сберегли». Любой желающий ознакомится с историей постановок в театре, опере и т.д. сможет тут получить исчерпывающую информацию. В фонде рукописей хранятся личные архивы Акакия Хорава, Шалвы Дадиани, Вахтанга Чабукиани, Ушанги Чхеидзе и многих других. Есть и видеозаписи спектаклей, но в небольшом количестве. Зато фотофонд необычайно богат: спектакли можно восстановить буквально по кадрам. Впрочем, и он долгие годы отчаянно нуждался в ремонте – который начался несколько лет назад.
В данный момент идут ремонтные и реставрационные работы в истрической части здания. После завершения – администрация считает, что ремонт закончится к маю - здесь появятся шесть выставочных залов.
Билет в музей стоит пять лари, в стоимость входят услуги гида. Экспозиция музея отражает все этапы истории театра, музыки, кино и хореографии в Грузии. У гостей музея будет также возможность познакомиться с тематическими выставками работ современных мастеров кисти, резца и пера, посвятивших свою жизнь служению музам.
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia