Маленькие города дают наиболее полное представление о культуре, уровне жизни и характере любой страны. И Грузия - не исключение. путешествуя по нашей стране, убедитесь, что вы не пропускаете городок Телави - один из самых красивых и колоритных. Это бывшая столица Кахетинского царства, образовавшегося после распада Грузии.
Визитная карточка Телави – царская резиденция Батонис цихе (Замок владыки). История этого архитектурного комплекса уходит корнями в глубину средневековья. Еще царь Агсартан (1058-1084) считал Телави своей резиденцией. Значит уже тогда здесь находился дворец окруженный укрепленными стенами. Позже, во время монгольского завоевания, значение Телави, как культурно-торгового центра упало. Однако, в 60-ых г.г. семнадцатого века царь Арчил Второй, воспользовался временным затишьем. Он снова возвел укрепленный дворец и перенес столицу из Греми в Телави. С этого момента момента можно начинать историю Телавского замкового комплекса, к которому каждый из последующих правителей добавлял от себя какую-нибудь архитектурную деталь, или даже целое строение. Особенно возросло значение «Батонис-цихе» при Ираклие Втором.
Судьба «Батонис цихе – отражение судьбы самого Телави и, вообще, всей Грузии. Вражеские набеги случались часто. Баталии разыгрывались кровавые и разрушительные. Окрестное население находило убежище в резиденции царя. Нетрудно представить полные драматизма события разыгрывающиеся в ее стенах. Не зря так суровы древние крепостные стены, с венчающим вход «Цихиставис цихе» – офисом коменданта, как сказали бы мы сейчас. Ничто не должно было ускользнуть от зоркого глаза верного слуги. Кругом враги. Среди своих тоже хватало иуд. А царя с наследником следовало сберечь при любом ракладе. Не зря был построен потайной подземный коридор, предназначенный для снабжения водой при осаде. Дворец был сожжен два раза. Погибли искусные росписи, некогда украшавшие его стены. Теперь они просто аккуратно побелены. Именно здесь принял царь то самое непростое решение – подписаться под Георгиевским трактатом. И наверняка решение это было принято очень непросто.
Если заглянуть сейчас в рабочий кабинет Ираклия и дать, хоть самую малость, волю воображению, нетрудно представить его, осунувшегося после бессонных ночей и ломающего голову над вечным: «Быть, иль не быть?..» Снова и снова бродил он в раздумии по дорожкам парка, в тщетной попытке найти единственно верный ответ на вопрос, поставленный ребром... А потом, наверное, царь приказывал растопить баню. И влажный, душистый пар обволакивал отяжелевшую голову, журчала вода, стекая в мозаичную ванну и дарила – хоть ненадолго - долгожданный покой.
Впрочем, теперь уже утеряно прежнее великолепие царской купальни. Сохранилась лишь небольшая часть у крепостной стены – жалкие остатки былой роскоши. Исчез розарий, безмолвный свидетель царских терзаний. Растворились во времени бережно ухоженные цветочные кружева «цалкоты» (сада), со снующими взад и вперед челядью и чинно прогуливащими «дидебули» (сановниками). К ночи огромная золотисто-оранжевая луна освещала покой царских чертогов. А доносящиеся издалека звуки чонгури, услаждая слух, навевали сладкие мечты. Идиллическая картинка в духе Гудиашвили!
Реставраторам удалось восстановить лишь первый этаж дворца с тронным залом, рабочим кабинетом Ираклия Второго и некоторыми жилыми помещениями. Проект по восстановлению был утвержден в 1979 году. Руководил работами архитектор З. Мегвинетухуцеси. Торжественное открытие дворца-мемориала состоялось 2 октября 1983 года, в годовщину того самого Георгиевского трактата.
Теперь «Батонис цихе» архитектурная и духовная реликвия народа Грузии. Именно тут нашел приют Телавский исторический музей с богатейшей коллекцией ценных артефактов аж с каменного века. Археологический фонд насчитывает более 51120 экспонатов. Искусные поделки из бронзы: орудия труда и оружие, глинянные сосуды, инкрустированные украшения – отголоски быта наших предков, когда на берегах Алазани вовсю кипела жизнь и зарождалось славное государство иберов. Тут же свидетельства уже состоявшейся страны с весьма дальными культурно-экономическим связями: самые древние образцы денежных единиц сохраненные в фонде нумизматики относятся к первому тысячелетию до рождения Христа.
У музея своя непростая история. Во время Великой отечественной пришлось ютиться в фойе Телавского театра. С 1945 году музей разместиля на территории царского дворца. По ходу была создана экспозиция посвященная теме отечественной войны. В данный момент в музее пять отделов: дворец-мемориал, период древней истории, этнография, художественная галерея и отдел фондов. сокровища любовно собранные за долгие годы и донести их до потомков. Они - наша связь с прошлым!
Выдающимся событием в жизни музея стал гражданский поступок Кетеван Иашвили, подарившей родному городу свою коллекцию художественных полотен. Вот история этой достойной женщины: жила-была в одном маленьком живописном городке почтенная дама. Была она очень состоятельным человеком и в числе всего прочего, владела коллекцией картин кисти знаменитых мастеров. Однако дама эта, кроме богатств земных, еще обладала благородной душой и огромным, полным любви сердцем. Поэтому, в один прекрасный день, она решила: негоже держать такие сокровища у себя дома взаперти. Они должны принадлежать людям и приносить им радость. А значит, следует преподнести их в дар любимому городу.
Думаете, пересказываю сюжет грузинской комедии «Переполох в салхинети»? Не угадали! Случилось все это на самом деле – в 1963 году, в Телави. Именно там, где годы спустя проходили съемки указанного фильма. Сильно подозреваю, что идея зародилась под впечатлением реальных событий. Правда, в действительности все произошло с точностью наоборот: не было дебатов на тему: чему же все таки отдать предпочтение – музею, или шашлычной. Телавцы приняли щедрый дар своей достойной землячки, знаменитого кометолога Кетеван Иашвили, с любовью и благодарностью.
Выставка открылась в здании бывшего «Союза охотников» в том же году. Позже госпожа Иашвили добавила к своему дару еще сорок полотен. Ее коллекция уникальна. Это и творения одного из основателей грузинской реалистической живописи Гиго Габашвили («Алавердоба», «Натюрморт», «Восточный базар»); и полотна знаменитой Элены Ахвледиани (виды Бодбе, старого Телави, «Пикрис гора»), «Двенадцатый век» Ладо Гудиашвили и многое другое. К концу жизни передала она музею и некоторые образцы своей знаменитой антикварной мебели, искусного творения европейских мастеров.
«Целью всей моей жизни я поставила служение стране. Сочту себя богатешей из смертных, если этот дар преподнесенный от чистого сердца, хоть чуть-чуть выразит огромную любовь к моему народу, придающую силы и поддерживающую меня всю жизнь!» – это слова Кетеван Иашвили, личности исключительно талантливой и выдающейся. Суметь при коммунистах не просто совершенно легально разбогатеть, но и стать благотворительницей и меценаткой! Воистину уникальный случай.
Теперь галерея носит имя Кетеван Иашвили и продолжает пополняться. Сама же меценатка похоронена в пантеоне на территории Телавского исторического музея.
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia