"Арабески" - "мультик" Серго Параджанова о Пиросмани

Удивительно, несмотря на простые с виду картинки - неизменные для любого зриеля - каждый в них видит свое. И каждый творец перерабатывает их по-своему. Вероятно, это и есть главный признак Настоящего Искусства.

По свидетелтьствам современников, Сергей Параджанов возвращался в творчеству Пиросмани на протяжении всей жизни. И вот в 1985-м сделал такую короткометражку... Уже за спиной было так много испытаний, несправедливостей и запретов, и два тюремных заключения. Мастеру оставалось каких-то четыре года жизни, надвигалась болезнь. Но судьба дала еще раз ярко вспыхнуть. Вспышке предшествовала новая трагедия: подстава и ортачальская тюрьма. Нелепый арест уже немолодого мастера вызвал широкое возмущение деятелей культуры. За Параджанова заступились Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини. Не испугались и свои: Андрей Тарковский, Белла Ахмадулина, Резо Чхеидзе, братья Шенгелая, Тенгиз Абуладзе, Софико Чиаурели... Заступникам удалось смягчить сердце партийного лидера Шеварднадзе, и спустя 9 месяц заточения узника освободили... Жизнь послала передышку, коммунистические бонзы ослабили удавку настолько, что Параджанову даже дали снимать. Правда, не одному, а совместно с Д. Абашидзе, который взял на себя роль ширмы и громоотвода для московских властей. Так в студии "Грузия-фильм" была сделана потрясающая "Легенда о Сурамской крепости". И это был триумф Параджанова - вероятно, несколько омраченный вынужденным соавторством...

Но вот отшумели премьеры и восторги ценителей, надвинулась "перестройка"... В 1985-м ней пока было мало что понятно, но появилось некое предчувствие, некая надежда.

И Параджанов снял короткометражку. Это было совсем не то, что мы сегодня понимаем под этим жанром. Художественно-документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани». Правда, и на этот раз не обошлось без нападок и критики. Но мастеру к этому было не привыкать...


(С) Friend in Georgia