Храм шедевров в стиле «фолк»
С виду это обычное здание начала прошлого века – милое и незатейливое. Такие строили для своих семей зажиточные горожане. Однако судьба уготовила ему предназначение куда выше и значительнее. Поэтому в этот дом стоит заглянуть всем, кто хочет узнать самую суть грузинской культуры.
Именно тут, в обычном тифлисском особнячке нашли прибежище творения народных мастеров.
История Музея народного и прикладного искусства тесно переплелась с историей целой эпохи и с кипением человеческих страстей. Начиналось все на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В министерстве земледелия Российской империи зародилась идея о поощрении народных промыслов (с легкой руки грозного Столыпина экономические новшества тогда всячески приветствовались). Во многих регионах империи организовали «кустарные комитеты». 31 декабря 1899 г. был основан «Кавказский кустарный комитет» и выделены финансы. На эти средства в разные регионы Грузии отправили экспедицию укомплектованную специалистами и собрали богатейшую коллекцию образцов кустарных изделий. По ходу зародилась идея о создании музея. Учредили его в 1911 году в Тифлисе. Первым директором стал Михаил Пиралишвили. При музее функционировала художественная мастерская возглавляемая художником Страуме. Сотрудники ее путешествовали по всему Кавказу, выйскивая и фотографируя древние орнаменты. Затем на изображение накладывались реальные цвета. Так был создан каталог интереснейших орнаментов. Деятельность кипела вовсю и перспективы намечались радужные.
А потом грянули: gервая мировая, гражданская война, революция. На деятельности комитета была поставлена жирная красная точка. Музею тоже пришлось несладко. Начались скитания по разным помещениям – совершенно неприспособленным для музейных экспозиций и хранения экспонатов. Директором назначили некоего Каландадзе, человека далекого от науки и культуры, к тому же нечистого на руку. Он под шумок распродал комнаты, выделенные для экспозиции, и множество ценных экспонатов. А затем выставил значительно поредевшую коллекцию в коридорах помещения. Сохранилась докладная сотрудника музея некого Андгуладзе, жалующегося на злоупотебления Каландадзе. Наконец, стараниями известного искуствоведа Ш. Амиранашвили, экспонаты перенесли в здание Метехской церкви. Там они опять-таки содержались в совершенно неподобающей обстановке. В 1940 году коллекция оказались в церкви Анчисхати. Мытарства продолжились достаточно долго. Теперь музей нашел тихое пристанище в том самом милом старом доме.
Колорит старого Тифлиса в музее преподнесен безукоризненно – во всем красочном многоцветии. Вот украшения модниц на все вкусы и кошельки: ажурные пояса из серебра, поделки в дагестанском стиле, принадлежности туалета и аксессуары расшитые бисером. А вот оружие для местных «дардиманди» (франтов). Ну какой может быть настоящий мужчина без «ханджали» (кинжала)?! А еще без умения осушить громадный «канци» (рог), блеснув витиеватым красноречием?! Вот и все необходимые «спортивные» аксессуары для мужских упражнений подобного рода: резные кубки, «канци» – и причудливо украшенные, и попроще и т.д. и т.п. Тут представлены также орудия труда, и предметы обыхода, paзнообразная посуда, безделушки, уже не говоря об одежде и всяких аксессуарах. Резная мебель также изделие местных мастеров. Самым стариным экспонатам не менее трехсот лет.
Радуют глаз прекрасные ковры местного производства. Известный географ Захария Казвин(1203-1283) писал, что из Грузии поступали ковры самого высокого качества. Тут было все для их успешного производства: высококачественное нити из шерсти тушинских овец, природные красители, секреты изготовления которых по сей день хранятся в народе, разнообразие высокохудожественного национального орнамента. А также должный уровень ткачества. Центром производства ковровых тканей считались Душетский, Тианетский, Сигнагский, Телавский, Сагареджовский и другие районы. В экспозиции имеются также старинные изделия с армянскими и азербайджанскими мотивами – благодатное влияние пересечения культур. И работали над ними местные мастерицы.
Развитие фабричного производства в 20-ых годах девятнадцатого века изменило многое. В первую очередь это отразилось на спросе. Мастера работающие вручную уже не могли поспевать за его темпом. Это подрезало крылья народным промыслам. Однако традиции все-же удалось сохранить. В музее много ручных изделий этого периода. Особенной утонченностью отличаются вышивки местных мастериц. К примеру, исполненная гладью шелковыми нитями работа Э. Чониевой «Скорбящие вокруг тела усопшей Тамары» (1889 г.).Причем, сцена смотрится как собрание около тела почившей городской аристократки середины девятнадцатого века.. Сама царица покоится на ложе в «чихтикопи». А один из скорбящих – типичный «дардиманди» («денди») тех времен. Все надписи: фамилия автора, название работы и год ее создания выполнены методом золотой глади. Это тоже одна их древнегрузинских техник, распространенных в женских монастырях Тбилиси, Бодбе и др.
Отдельная тема – грузинский национальный костюм. Каждый из образцов это шедевры рукоделия. Разнобразие его видов объясняется спецификой районов Грузии. Привлекает вниание Аджарский женский костюм с широкими шароварами. Тут очевидно влиание Турции.
А вот прекрасные аксесуары из ажурной чеканки, явный отголосок влияния Италии: пространство между металлом заполнялось эмалью. Тут же красуются изделия в типично грузинском стиле: превосходные столовые аксессуары отца и сына Мамулашвили периода восемнадцатого века. Если вы посетите этоо музей, не пропустите изделия, Манабы Магомедовой, лезгинки по происхождению. Она настоящий мастер с большой буквы.
В музее можно также полюбоваться чудесными жанровыми картинками: ремесленники и рукодельницы за работой. Музей заказывал эти работы специально для экспозиции, чтобы зафиксировать для потомков процесс создания народных шедевров.
То что мы сейчас называем ширпотребом, тогда делалось вручную, кропотливо и с огромным вниманием к каждой детали. И в каждый бочонок, котелок, или ложечку мастер вкладывал частичку своей души. Это прекрасно понимали создатели музея. Выставленные здесь жанровые картины принадлежат кисти: С. Эристави, С Татишвили, В. Джапаридзе, Соколу, Ш. Макашвили и других. Они сами по себе огромная ценность для нашей культуры.
Грузинский поэт Иосеб Гришашвили очень тосковал о сказочном Тифлисе. Многие его стихи пронизаны ностальгией по неповторимому колориту старого города, с его резными балкончиками, карачохели и пряными мелодиями зурны. В Музее народного и прикладного искусства Грузии он нашел бы тот самый безвозвратно утерянный аромат старины. И зурну, между прочим, тоже - в экспозиции имеется превосходная коллекция старинных городских инструментов.
Резюмируя сказанное выше, я могу назвать этот замечательный музей настоящим храмом, хранящим шедевры в стиле «фолк». Пережившим немало потрясений, но донесший до нас аромат старины. Приходите!
Музей расположен в самом центре Тбилиси, по адресу: Улица Шалвы Дадиани, дом 28
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia