Понедельник после Воскресения
Пасха в Грузии сильнее, чем где-то в других частях православного мира, связана с поминовением. Иногда у нас звучат голоса - мол, граждане, что это мы все на кладбища да на кладбища? Светлый праздник, вообще-то! - он про жизнь, воскресение и обновление, он про весну и радость. Уж хоть в Светлое Воскресенье давайте, мол, в храмы ходить и дома радостно разговляться!
Традиция идти на могилы именно в воскресенье закладывалась при коммунистическом режиме и была вынужденной - ибо в понедельник надо было уже на работу. Так и привык народ. Хотя - да, тенденция меняется. Тбилисская мэрия, радеющая об удобстве горожан, на протяжении двух дней традиционно подает бесплатные автобусы, которые курсируют на основные кладбища. Наш корреспондент побывал сегодня на двух.
Сабурталинское - одно из самых больших в городе - и довольно престижное. Оно постоянно растет, захватывая все новые площади, хотя получить участок там достаточно проблематично. Народ наш прагматичен - старается застолбить фамильный надел побольше, впрок. Без суеверий - всем же когда-нибудь да помирать и где-нибудь да упокоиться, да? Так отчего ж не решить эту житейскую проблемку заранее?
Сабурталинское - респектабельное и ухоженное. А вот кладбище Петра и Павла (нижние снимки), с одноименной церковкой - совсем в другом стиле. Старое, порядком подзаброшенное в некоторых частях, сильно заросшее сиренью... Здесь уже никого не хоронят, старая боль утрат давно выветрилась, осталась просто память.
Люди приходят не только помянуть мертвых, но и пообщаться с живыми. Когда еще выпадет шанс увидеться всем кланом? Старые хозяйки для этой встречи наготавливают яств и целыми корзинами везут на могилы. Покойнику уважение, ну и перед невестками-золовками похвастаться кулинарией и верностью традициям. Едят, пьют, общаются, вспоминают. Иногда даже споют что-нибудь. Для этого, ясное дело, нужно время. Потому хорошая семья имеет всю оснастку: столы, скамьи, разную утварь для грамотной тризны.
Рассматривать могилы и памятники на старых кладбищах - это такая школа жизни! Это как музей. Так много пищи для воображения. Вот, например, Роберт Григорьевич - и Люся. Люся, просто Люся! Хотя ровесники они. Муж и жена? Брат с сестрой?
Родственники обязательно оставляют на могилах яйцо и что-нибудь вкусненькое, завернув целлофан от муравьев. Для тех, кто беден и небрезглив, они придут сюда под вечер. А сами уходят.
Победительно и обильно цветет сирень. Тут она особенно яркая.
Гала Петри
© Friend in Georgia