А не пойти ли в сад?
Всем известно, что в Тбилиси великое множество памятников старины, но гости все равно удивляются, узнав возраст Тбилисского ботанического сада – ему уже больше 370 лет!
В таких местах, как правило, четко чувствуется геометрический план и рука опытного дизайнера. Но тбилисский ботанический уникален абсолютной естественностью ландшафта: в том, что сад, по сути, поделен на разные климатические зоны, нет ничего рукотворного.
Этот тбилилисский оазис произошел от царского цалкоты - парка с непременным обширным варднари (розарием) – слабостью всех восточных владык. А местечко, где все это находилось называлось Легвтахеви (дословно: «место, где растут смоковницы»). Уже в семнадцатом веке здесь существовали три небольших сада. В этих садах наслаждались покоем многие поколения венценосцев, а также их аристократические гости – местные и приезжие.
«Здесь сравнительно немного фруктовых деревьев, зато высажены другие, которые не встречаются в остальных садах. Они украшают местность и дают тень и прохладу в самые жаркие летние месяцы» – писал французский путешественник Шарден, посетивший Тифлис в 1672 году.
По этим дорожкам когда-то ступали ножки грузинских принцесс и щебету сепе-кали (фрейлин) вторило пение птиц. А в глубине парка, в беседке увитой диким виноградом, уединялся сам царь. Отдыхая от государственных забот, он с наслаждением вдыхал аромат любимых роз. Тут же, за буйной зеленью стояла верная стража, бдительно охраняя безопасность высочайших особ: оно и понятно, в те времена ожидать очередного набега неугомонных соседей можно было в любое время! Напоминанием о тех суровых временах служат две сторожевые башни семнадцатого века и крепостной вал, спускавшийся в парк с Нарикалы, древнешей крепости. Ее ранние фрагменты датируются IV-VI в.в. а самые поздные - XVII-XVIII в.в.
Очередная эра истории сада началась с присоединением Грузии к Россиийской империи. В одном из номеров за 1851 год газете «Кавказъ» писала про множество редкостей и древностей – природных и рукотворных. Особенно поражали воображение гигантская лоза восемнадцатого века и тутовое дерево колоссальных размеров. К сожалению, ни то, ни другое до сегодняшних дней не сохранились. Но, например, сторожевые башни, о которых говорилось выше, ограда XVII-XVIII веков, и мост Царицы Тамары (XI-XII век) можно увидеть и сегодня.
Следует признать: имперские власти сделали очень много для процветания парка. В 1845 году наместник Михаил Воронцов официально присвоил ему статус Ботанического сада. По его прямому указанию, была создана и оборудована оранжерея для разведения ценных видов деревьев. Предполагалось также наладить ввоз, размножение и культивацию лучших сортов фруктов, овощей и экономически ценных растений. Садовник декоратор Шарера посвятил ботаническому саду 28 лет жизни. А вот трудами его преемника, Якова Медведева впервые была создана библиотека, а также изданы ботанические каталоги. Он же положил начало созданию гербария флоры Кавказа.
Отдельная страница истории сада – деятельность профессора Адольфа Роллова. Вступив в должность директора в 1899 году, он наладил водоснабжение, возвел три новых моста и шестнадцать зданий – жилые дома персонала и другие строения. Под мудрым началом директора сад совместил функции Института Ботаники. За 1902-1916 г.г. Роллов учредил целую сеть научных отделов и экспериментальных структур по всему Кавказу. Он же наладил сотрудничество с Ботаническими садами Европы, Америки, Азии, Австралии. Коллекция растений пополнилась экзотическими образцами со всего мира.
Дело Роллова в 1929 году продолжил Петр Жуковский. Это были непростые времена – начало правления большевиков. Сад покинули великолепные специалисты: Н. Максимов, А. Гросхейм, П. Маашенко и другие. Он лишился всех региональных отделений и экспериментальных объектов. Не щадила и природа: заморозки 1923-1924 г.г. погубили множество ценных коллекций. Однако, Жуковский все-таки сумел издать ряд значимых научных трудов.
Переломным в истории сада стал 1942 г. Были созданы новые коллекции, проведены ладшафтные работы, учреждены лаборатории по цветоводству и дендрологии, возобновлена издательская деятельность. В 50-х г.г. расширили флористические отделы Северной америки и Восточной Азии, созданы богатейшие коллекции целебных растений, декоративных альпийских трав, редких и вымирающих растений Грузии.
В начале 90-х сад, как и вся Грузия, перенес серьезный упадок. Но несмотря на все тяготы, его удалось сохранить. И сейчас сад продолжает развиваться – администрация поделилась планами: уже построен гостевой центр с кафе, восстановится оранжерея и музей, а еще отркроют презентационный зал. Приходите!
Медея Гогсадзе,
Friend in Georgia